Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Встреча в Минске

2 октября 2015 г. 15:44

В Минске проходит международная конференция «Актуальные вопросы адвокатской деятельности в странах СНГ и Балтии»


В конференции участвуют представители адвокатских сообществ Беларуси, России, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Украины, Эстонии и других государств. Федеральную палату адвокатов РФ представляют президент Юрий Пилипенко, исполнительный вице-президент Андрей Сучков, вице-президент Светлана Володина, руководитель Департамента международных связей Павел Магута. Член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Сергей Бородин представляет также Международный Союз (Содружество) адвокатов, являясь вице-президентом по международным связям этой организации.

С приветствиями к участникам конференции обратились председатель Республиканской коллегии адвокатов Беларуси Виктор Чайчиц, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, заместитель министра юстиции Республики Беларусь Сергей Задиран, председатель Национальной ассоциации адвокатов Украины Лидия Изовитова.

Завершилась первая сессия конференции, модератором которой был Виктор Чайчиц. Представители руководства адвокатских сообществ Беларуси, Латвии, Литвы, Казахстана, России, Украины рассказывали о ключевых моментах истории и современных проблемах адвокатуры в их странах, основных положениях действующего законодательства об адвокатуре и перспективах его развития.

Юрий Пилипенко отметил необходимость тесного сотрудничества и обмена опытом между адвокатурами стран СНГ и Балтии, поскольку исторически эти государства очень близки друг к другу.

Характеризуя наиболее важные проблемы российской адвокатуры, президент ФПА подробно остановился на следующих.

Первая – существующие в дисциплинарной практике региональных адвокатских палат различия в подходах к применению некоторых положений Кодекса профессиональной этики адвоката. Эти различия касаются, в частности, возможности возбуждения дисциплинарного производства в случае, если в действиях адвоката усматриваются признаки уголовного преступления. Выработка единых правил применения КПЭА, которые позволят упорядочить дисциплинарную практику, входит в задачи созданной в текущем году по решению VII Всероссийского съезда адвокатов Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам.

Вторая проблема – нерегулируемая деятельность по оказанию юридических услуг лицами, не входящими в адвокатскую корпорацию. Федеральная палата адвокатов РФ предлагает решить эту проблему путем вступления практикующих юристов, предоставляющих правовую помощь неопределенному кругу лиц, в адвокатуру с одновременным введением адвокатской монополии на судебное представительство. «Мы не боимся того, что в адвокатуру придут люди, которые не знают ее традиций и этических принципов. Мы уверены, что сможем это преодолеть», – сказал президент ФПА РФ.

Проблема неурегулированности сферы оказания профессиональной юридической помощи подобным образом решается в других странах. Например, в Беларуси такие преобразования уже проведены.

Один из наиболее актуальных и сложных вопросов адвокатской этики, который обсудили участники конференции, – поведение адвокатов в социальных сетях. К нему привлек внимание Ануар Тугел, председатель Республиканской коллегии адвокатов Казахстана.

В этой стране адвокаты через социальные сети, например, напрямую обращаются в Республиканскую коллегию адвокатов, минуя территориальные, а также формируют общественное мнение о делах, которые ведут, что, как считают суды, является давлением на суд. По мнению Ануара Тугела, необходимо принимать рекомендации о поведении адвокатов в социальных сетях.

Его поддержал Юрий Пилипенко, сообщив, что Федеральная палата адвокатов РФ уже разрабатывает такие рекомендации и готова обменяться опытом с зарубежными коллегами.

Присяжный адвокат Латвийской коллегии адвокатов, член дисциплинарной комиссии и председатель комиссии по изменению нормативных актов адвокатуры Александр Казачков добавил: при выработке концепции рекомендаций следует исходить из того, что обязанность соблюдать нормы этики и морали определяется принадлежностью к адвокатской корпорации. Для человека, наделенного статусом адвоката, эта обязанность существует всегда, независимо от того, выполняет ли он профессиональные обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи.

В ходе дискуссии обсуждались также вопросы страхования профессиональной имущественной ответственности адвоката, ответственности должностных лиц за невыполнение адвокатского запроса.

Все участники мероприятия получили брошюру, которая содержит результаты проведенного его организаторами исследования: представители адвокатских сообществ 12 стран, ранее входивших в состав СССР (Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Эстонская Республика), ответили на 44 вопроса, касающихся различных аспектов адвокатской деятельности и адвокатуры. Сведенные воедино, эти данные представляют собой уникальный документ, демонстрирующий состояние адвокатуры в постсоветском пространстве.

Среди вопросов, на которые было предложено ответить представителям адвокатских сообществ, были, например, такие:

каковы законодательно закрепленные принципы организации адвокатуры;

существует ли аккредитация адвокатов при судах (например, в высших судебных инстанциях);

существует ли государственное лицензирование адвокатской деятельности;

существует ли адвокатская монополия;

могут ли физические / юридические лица, не являющиеся адвокатами / адвокатскими образованиями, заниматься юридическим консалтингом, защитой по уголовным делам, быть представителями в суде (в уголовном, административном, гражданском, конституционном судопроизводстве);

требуется ли гражданство Вашего государства как условие получение статуса адвоката в Вашем государстве;

– ведется ли учет / регистрация иностранных адвокатов, практикующих на территории Вашего государства;

– существуют ли у Вас стандарты адвокатской деятельности (критерии качества юридической помощи);

какие меры дисциплинарной ответственности адвоката существуют у Вас;

– может ли лицо, лишенное статуса адвоката, вновь стать адвокатом в Вашем государстве, установлен ли срок на повторное приобретение статуса адвоката;

– обязан ли адвокат в Вашем государстве страховать риск профессиональной имущественной ответственности;

– допускаются ли коммерческие формы организации деятельности (такие, как ООО, АО и др.);

– какие профессиональные права (в частности, направленные на сбор и получение доказательств) закреплены в законе об адвокатуре Вашего государства;

– может ли адвокат в Вашем государстве работать по найму (трудовому или гражданско-правовому договору) на другого адвоката или адвокатское образование;

– может ли адвокатское образование, являющееся юридическим лицом, заключать соглашение об оказании юридической помощи от своего имени;

– может ли адвокат в Вашем государстве осуществлять адвокатскую деятельность на территории всего государства – или он может вести деятельность лишь на территории одного региона?

На последний вопрос, кстати, все опрошенные ответили практически одинаково («да, адвокат может осуществлять адвокатскую деятельность на территории всего государства»).

Во второй сессии конференциии продолжилось обсуждение особенностей адвокатской деятельности и адвокатуры в странах СНГ и Балтии.

Поделиться