Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Не мешайте адвокатам

2 октября 2015 г. 16:10

ГПУ Президента РФ проработает вопрос о введении ответственности за противозаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката


На очередном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обсуждались вопросы противодействия исполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей.


Член СПЧ, судья КС РФ в отставке Тамара Морщакова выразила мнение, согласно которому в настоящее время адвокат сильно зависим от следователя: «При нынешнем уголовно-процессуальном регулировании все, что может сделать адвокат-защитник по уголовному делу, находится полностью в сфере власти, в сфере решений органов, представляющих публичное обвинение. Ни одно ходатайство адвоката не будет удовлетворено, ни один материал, представляемый им, не будет приобщен к материалам уголовного дела, если на это не согласится другая сторона. Это показывает, что на самом деле процессуальные гарантии равноправия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве требуют существенного укрепления».


Тамара Морщакова также считает, что права адвокатов регулярно нарушаются: «Часто адвокатов пытаются отстранить от осуществляемой ими защиты, если они кажутся мешающими. Адвокатов подвергают необоснованно, вопреки существующему иммунитету, таким принудительным процессуальным мерам, как проведение у них обыска, изъятие у них документов, что прямо нарушает такой статус правового адвоката, который предполагает конфиденциальность всего того, что они делают по поручению своих клиентов в конкретном уголовном деле. Более того, адвокатов пытаются допрашивать как свидетелей по делам их клиентов и даже привлекать к уголовной ответственности, если они, аргументируя свою позицию защиты, приводят какие-то доводы, которые органам расследования кажутся либо клеветническими, либо оскорбительными».


В связи с этим Тамара Морщакова считает необходимым, и СПЧ ранее уже поддержал ее в этом, введение ответственности за противозаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката: «Такая ответственность есть для журналистов, для представителей различных государственных структур, если им препятствуют в осуществлении их деятельности. Но такой ответственности нет для существенной правовой функции, которую осуществляет в государстве адвокат-защитник».

Президент РФ Владимир Путин сообщил, что ранее получил предложения Тамары Морщаковой и передал их в Главное государственно-правовое управление Президента РФ с поручением проработать данный вопрос. При этом глава государства отметил, что поддерживает эту идею.

Член СПЧ, советник ФПА Юрий Костанов, также выступивший на заседании, отметил, что часто у адвокатов есть проблемы с допуском к подзащитным: «По закону я обязан предъявить на входе в изолятор удостоверение и ордер. Так по закону. И написано, что запрещено требовать еще какие-либо документы. Тем не менее порой меня не пускают, говоря при этом: «Покажите разрешение от следователя». Но ведь в Конституции указано, что каждый задержанный, обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника с момента задержания. Не с того момента, когда я разыщу следователя, – он, может, пошел обедать. Я не должен ходить по столовым, по гостиницам, я не знаю, еще куда, я не должен искать следователя. Момент моего появления не должен зависеть от следователя, от суда или от кого-то еще».


Владимир Путин выразил недоумение по поводу того, что такая проблема существует, и поддержал Юрия Костанова. Глава государства предложил советнику ФПА представить ему свои предложения и замечания в письменном виде: «Генеральная прокуратура РФ должна заняться этим напрямую, это ее обязанность – защита прав граждан. И если нужны какие-то дополнительные решения на уровне Верховного Суда РФ, других инстанций, нужны какие-то дополнения в закон, давайте мы это сделаем».

Поделиться