Популярные материалы

«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
13 мая 2024 г.
Михаил Толчеев
«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
Первый вице-президент ФПА о том, как живут и работают адвокаты в новых регионах
Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Алексей Иванов
Адвокат АП Московской области, МКА «СЕД ЛЕКС», вице-президент ФСАР

Адвокат и реклама кошачьего корма. Можно, но осторожно?

20 января 2021 г.

О возможности получать вознаграждение за размещение чужой рекламы в своем аккаунте в соцсети


Совет Палаты адвокатов Самарской области принял интересное разъяснение о том, вправе ли адвокат получать вознаграждение от третьих лиц за размещение их рекламы в своем аккаунте в «Инстаграме». Совет пришел к выводу, что это не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката, поскольку данная деятельность не является трудовой. Однако, отбирая рекламодателей, адвокат должен придерживаться Правил поведения адвокатов в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 28 сентября 2016 г., и не допускать размещения в своем аккаунте рекламы, нарушающей эти правила.

Указанная позиция Совета, по моему мнению, является достаточно компромиссной, поскольку, не декларируя полного запрета, разъяснение тем не менее содержит ссылку на Правила поведения адвокатов в Интернете. Таким образом, любое дисциплинарное разбирательство, касающееся подобной рекламы, будет иметь своим предметом выяснение, насколько эта реклама соответствовала тем принципам, которые в этом разъяснении указаны, а именно профессионализм (п. 2.1); сдержанность и корректность (п. 2.2); достоинство (п. 2.3); безопасность (п. 2.4); корпоративность (п. 2.5). С трудом представляю себе, как, например, реклама какого-либо товара либо услуги может быть проверена на соответствие указанным принципам.

Могу представить себе ситуацию, когда адвокат имеет аккаунт в «Инстаграме», который вообще не связан с адвокатской деятельностью, например, посвящен кинологии и разведению собак редкой породы. И при этом адвокат в этом аккаунте вообще не позиционирует себя как члена адвокатского сообщества, выступая как заводчик. Наверное, при этом было бы абсолютно нелогично и неправильно запрещать ему размещение рекламы на такой площадке. Ведь никакого вреда авторитету адвокатского сообщества такая реклама не наносит.

Абсолютно другая ситуация складывается тогда, когда аккаунт «Инстаграма» прямо указывает на адвоката и последний ведет этот аккаунт именно с целью информирования о своей профессиональной деятельности, выражает на этой интернет-площадке свою гражданскую позицию как по правовым, так и по иным социально значимым проблемам. В этом случае я лично расцениваю этот аккаунт как интернет-офис данного адвоката. Ведь все подписчики «Инстаграма» знают, что это адвокат и по его сообщениям в данной социальной сети делают вывод о том, каким может быть адвокат, каков образ современного адвоката в глазах гражданского общества. И адвокаты, в свою очередь, используют свои интернет-площадки, в том числе для привлечения новых доверителей. В таком случае я не понимаю, чем интернет-аккаунт адвоката отличается от его официального офиса, где он ведет прием и осуществляет юридические консультации? Но если в адвокатском офисе на стене расположена реклама, например кошачьего корма, и производитель этого корма регулярно выплачивает адвокату вознаграждение за размещение такой рекламы, то такую ситуацию я с трудом могу даже представить.

Поэтому, по моему мнению, реклама в «Инстаграм»-аккаунте, где адвокат позиционирует себя именно как профессионального юридического советника, невозможна по определению. Может быть, в разъяснении Совета Палаты адвокатов Самарской области эта точка зрения и предполагается.

Если же говорить о системности данного вопроса, то хочу отметить, что во всяком случае, при инвестировании средств адвокатом, извлечении при этом дохода адвокат должен помнить об основной цели своей деятельности, о своем статусе и предназначении. Служение адвокатуре, с моей точки зрения, выше интересов бизнеса как бы высокопарно это ни звучало. Но это вопрос долгого и вдумчивого обсуждения.

Поделиться