Лента новостей

6 мая 2024 г.
На равных условиях
СМИ: Государство оплатит защиту подозреваемым еще до возбуждения уголовного дела
6 мая 2024 г.
Объемы БЮП увеличились на 20%
СМИ: Адвокатура расширила свое участие в программах бесплатной правовой помощи
26 апреля 2024 г.
«Защищать – это тяжелая задача»
СМИ: Работу над фильмом о Ф.Н. Плевако завершат к 160-летию адвокатуры

Мнения

Когда адвокатура встречается с искусством
О корпоративном мероприятии «Арт-вечер», организованном Советом молодых адвокатов АП Красноярского края

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Искусственный интеллект не постигает нюансов юриспруденции

4 декабря 2023 г. 12:24

СМИ: Цифрового «адвоката–2033» нейросети рисуют в стиле персонажей из мира фэнтези


На конференции «Адвокатура – 2033» обсудили влияние цифровизации на юриспруденцию. Искусственный интеллект (ИИ) способен оптимизировать работу. Плюсом может стать, к примеру, сокращение затрат доверителей. Для этого адвокаты должны решиться на инвестиции и подстройку под цифровые алгоритмы. Современные инструменты позволяют быть эффективнее, указывает первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев, поэтому у адвокатуры должна быть собственная цифровая платформа в будущей диджитал-вселенной. И таковой видится Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР).

Под эгидой Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ состоялась научно-практическая конференция «Адвокатура – 2033». Ее организовали Адвокатская палата Московской области и Федеральный союз адвокатов России при поддержке Московской областной коллегии адвокатов. Это показывает в том числе понимание профессиональным сообществом неизбежности цифровой перестройки в определенной перспективе. Однако стало ясно, что она не станет ближайшей.

Сумму мнений, прозвучавших в ходе дискуссии, можно свести к ряду простых, но объективных констатаций. Современные технологии могут значительно упростить работу юристов, повысить ее продуктивность, но машину не следует противопоставлять человеку. Например, до сих пор высока вероятность внезапного «галлюционирования» ИИ, когда система, допустим, уверенно выдает ссылки на несуществующие федеральные законы. И в целом нейросети, использующие неограниченные ресурсы и неподготовленную информацию из любых источников, зачастую отвечают на запрос «серой» картинкой низкого профессионального качества.

Поэтому ИИ может быть использован для автоматизации таких задач, как подготовка юридических документов, анализ судебной практики, анализ рисков договоров либо даже для прогнозирования исходов судебных дел.

Однако данная технология, с человекоподобным интерфейсом или без оного, все равно не сможет успешно выступать в суде. Например, на конференции рассказали о программе с использованием ИИ, которая была обучена на огромном массиве судебных дел и умела распознавать речь. Замысел был в том, что, слушая участников процесса, нейросеть через наушник подсказывала доверителю, что говорить в суде в соответствии с выбранной адвокатом линией. Предполагалось, что новация удешевила бы услуги защитников для малоимущих граждан, но эксперименты показали, что ИИ часто использует, скажем, утратившие силу акты и не может овладеть юридической техникой.

На конференции было указано и на риски стремительной цифровизации иного рода. К примеру, значительное количество адвокатов сейчас – это люди старше 60 лет, многие из которых не имеют и базовых знаний о современных технологиях и защите информации. То есть, прежде чем переходить на использование ИИ, необходимо, в частности, подготовить хотя бы базовую образовательную программу цифровых навыков. Как сказал журналистам первый вице-президент ФПА Михаил Толчеев, актуальность конференции определяется самой окружающей действительностью. Современные инструменты позволяют быть эффективнее, поэтому, считает он, у адвокатуры должна быть собственная цифровая платформа в будущей диджитал-вселенной. И таковой видится Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР). Некоторые блоки системы, по словам Михаила Толчеева, уже эффективно работают. А в поправках в Закон об адвокатуре, готовящихся в Госдуме ко второму чтению, содержится описание параметров этой системы, которые интегрируют ее с государственными платформами, что позволит осуществлять многие элементы адвокатской деятельности в электронном виде.

Что касается ИИ, то, безусловно, отметил представитель ФПА, существуют интересные опыты, на которые можно ориентироваться. «Но необходимо помнить, что это всего лишь, пусть и сложный, но инструмент. А потому особенно важно нормативное регулирование этой сферы и следование четким нравственным ориентирам, создающим метаэтику использования ИИ».

Член Комиссии по этике и стандартам ФПА, председатель президиума Московской областной коллегии адвокатов Александр Никифоров пояснил журналистам, что цифровизация, – конечно, длительный процесс. Есть сразу несколько факторов, препятствующих развитию данных технологий, главным из которых выступает экономический. Реализация цифровых решений влечет необходимость модернизации оборудования, а это вполне определенные затраты.

Полную версию читайте на сайте «Независимой газеты».

Поделиться